Главная » НАУКА » Накопление белка PARP1 в нейронах вызывает у людей желание уснуть

Накопление белка PARP1 в нейронах вызывает у людей желание уснуть

Происходит это после того, как в нервных клетках накопятся повреждения ДНК.

Накопление белка PARP1 в нейронах вызывает у людей желание уснутьФото: iStock

Учёные Университета Бар-Илана (Израиль) выяснили, что на сильное желание уснуть влияет накопление белка PARP1, который сигнализирует мозгу, что он нуждается в отдыхе для починки повреждений ДНК.

«Опыты на мышах и рыбках данио-рерио показали, что белок PARP1 состоит в цепочке ферментов, которая сигнализирует мозгу о том, что он нуждается во сне для починки накопившихся повреждений ДНК. Это объясняет связь между недостатком сна и нейродегенеративными заболеваниями», — отметил профессор Лиор Аппельбаум в статье научного журнала Molecular Cell.

Сон необходим человеку. Помимо консолидации памяти и восстановлении мышц клетки мозга во время сна чинят собственную ДНК, повреждения которой накапливаются во время бодрствования.

Молекулярные биологи в ходе эксперимента на рыбках данио-рерио повреждали ДНК и выясняли как различные белки влияют на циклы сна и бодрствования. Повреждение генома действительно делало рыбок более сонными, а в их организмах увеличивалась концентрация белковых молекул, ключевой из которых была PARP1. Этот белок присоединялся к поврежденным сегментам двойной спирали ДНК.

Роль белка двоякая. Во время сна PARP1 участвует в починке ДНК, а во время бодрствования скапливается в ядре клетки и заставляет ферменты вырабатывать сигналы для мозга, что пора спать.

Это подтвердилось в ходе дальнейших экспериментов, когда учёные подавили в клетках уже мышей активность белка PARP1. Они стали заметно меньше спать.

Исследование израильских молекулярных биологов поможет понять его влияние на развитие заболеваний мозга, которые сопровождаются нарушениями сна.

Источник